«Директору краевого музея г. Красноярска от Заведующего клубом дер. Большая Тесь Новоселовского района Красноярского края Лалетина В.П.
Информация.
В июле месяце этого года в 1,5 километрах от нашего селения Большая Тесь, колхоз имени Молотова, колхозный пастух Креймер Богдан А. в овраге обнаружил вымытый дождевыми ручьями котел, который находился на глубине 3-х метров песка. Котел полностью состоит из меди, вес 56 килограммов , размер в диаметре 64 сантиметра, высота 65 сантиметров. Котел имеет 2 ручки «3х лучевой» формы каждая, днище котла имеет трубчатую стойку, оконечность обломанная. Дно котла имеет несколько медных «заплат» и отверстий от перегорания. Год изготовления и клейма котла пока не обнаружено. Я сделал рисунок формы этого котла. Сейчас котел находится на дворе хозяина находки. Ждем вашего ответа. В ином случае находка будет сдана на заготовительный пункт «металлолом»…
4 августа 1954 года»
11 августа 1954 г. за №331 датирована доверенность, подписанная директором музея:
«Новоселовский район, деревня Большая Тесь, колхоз им. Молотова. Лалетину В.П. и Креймер Б.А.
Красноярский Краевой Музей доверяет товарищу МАНЯФОВУ Равилю Тимершаевичу получить медный котел весом 56 кг, найденный тов. Креймер В.А. в июле месяце 1954 года.
Директор Красноярского Краеведческого Музея /ГЛУССКАЯ/»
20 августа 1954 г. в редакцию газеты «Красноярский рабочий» было отправлено письмо:
«20 августа 1954 года в Красноярский Краевой музей поступили ценные экспонаты: бронзовый котел, весом 56 кг. найденный в Новоселовском районе, деревне Большая Тесь, колхоз им. Молотова, давность котла относится первым векам нашей эры…»
Сегодня бронзовый котел является украшением археологической экспозиции музея, поражая посетителей своими размерами и мастерством древнего мастера–литейщика.
К сказанному можно только добавить, что по современным данным древность котла еще большая, чем обозначена в заметке. Подобные котлы употреблялись на Енисее племенами тагарской культуры VII-II вв. до н.э.
Известный исследователь древнего искусства Сибири М.А. Дэвлет считает, что во время ритуалов котёл выполнял посреднические функции между миром людей и миром духов. Приводя пример изображения, в том числе котлов, на Большой Боярской писанице, она пишет:
«Нельзя настаивать на прямых параллелях с наскальными рисунками и данными этнографии. Всё же есть основания полагать, что на Большой Боярской писанице представлен ирреальный, идеальный посёлок в момент традиционного календарного праздника. Древние художники… ставили себе целью обеспечить при помощи этих рисунков материальное благополучие, изобилие и процветание реального населения»